Молекулярные основы поведения раковых клеток: новые данные

26.11.200935260
Новое исследование, проведенное командой исследователей под руководством профессора Crislyn D'Souza-Schorey в Университете Нотр-Дама (University of Notre Dame), проливает свет на молекулярные предпосылки того, каким образом раковые клетки воздействуют на свое микроокружение, способствуя прогрессии опухоли.

Ученые исследовали механизмы, приводящие к формированию и высвобождению из раковых клеток микровезикул – пузырьков, содержащих специфические факторы, воздействующие на микроокружение клетки и способствующие ее миграции. Раскрытие подобных механизмов – ключ к пониманию процесса метастазирования.

Статья, посвященная этой работе, была опубликована в журнале Current Biology. Исследователи обнаружили, что в раковых клетках присутствует уникальная разновидность микровезикул, содержащих большое количество протеаз – ферментов, разрушающих межклеточный матрикс. Благодаря таким микровезикулам раковая клетка может провоцировать деградацию окружающей ткани и «освобождать себе путь» для метастазирования.

В клетке микровезикулы движутся по микротрубочкам цитоскелета и высвобождаются из клетки в областях локального сокращения цитоскелета вблизи клеточной мембраны. Одним из главных факторов, играющих роль в высвобождении микровезикул, является белок ARF6. В более ранних исследованиях этой же группы ученых было показано, что высокая концентрация белка ARF6 в раковой клетке необходима для метастазирования. Теперь же было продемонстрировано, что блокирование активности ARF6 специфическими агентами приводит к остановке миграции раковых клеток в окружающие ткани.

Помимо протеаз, микровезикулы содержат большое количество молекул, подавляющих иммунные реакции и специфические молекулярные маркеры опухоли. При начале метастазирования опухоли микровезикулы обнаруживаются не только в тканях, но и в крови, а также в моче экспериментальных животных с опухолями – если подобный феномен будет обнаружен у человека, микровезикулы смогут стать еще одним диагностическим онкомаркером.

University of Notre Dame