Новый подход к лечению пациентов с тяжелыми травмами

26.10.200925260
Открытие, сделанное исследователями из Общества Медицинских Исследований в Оклахоме (Oklahoma Medical Research Foundation, OMRF), может помочь спасти жизни пациентов, пострадавших в серьезных автомобильных авариях и других угрожающих жизни ситуациях. Также эта работа обладает существенным потенциалом в отношении терапии инфекционных заболеваний и диабета.

В статье, опубликованной в журнале Nature Medicine, профессор Чарльз Эсмон (Charles Esmon) и его коллеги описывают процесс, при котором белки, называемые гистонами, оказавшись в кровотоке после травмы, приводят к гибели клеток, выстилающих изнутри сосуды, способствуя развитию внутреннего кровотечения. В своей работе ученые из лаборатории Эсмона разработали специфические антитела, способные остановить этот разрушительный процесс. Это удивительное открытие, поскольку ранее никто никогда не мог предположить, что гистоны могут быть столь токсичными.

Чарльз Эсмон (Charles Esmon)

В клетках гистоны выполняют важнейшую функцию, организуя структуру ДНК в ядре. Однако, когда клетка разрушается, гистоны, выброшенные в кровоток, становятся опасны. Их действие приводит не только к резкому усилению внутреннего кровотечения из поврежденных сосудов, но и к отеку тканей.

Исследователям удалось разработать специфические антитела, блокирующие гистоны, оказавшиеся в кровотоке, и существенно снижающие внутреннее кровотечение. Антитела уже прошли доклинические испытания на животных, в которых было показано, что они не вызывают негативных побочных эффектов и дают многообещающие результаты. Следующим шагом, по всей видимости, будут клинические испытания.

«Области применения этой разработки удивительны, - сказал президент OMRF Стивен Прескотт (Stephen Prescott), - Профессор Эсмон и его коллеги нашли не только новую ключевую молекулу, играющую роль в различных сердечнососудистых заболеваниях, но и показали ее значение для терапии тяжелых травм, диабета, пневмонии и других патологических состояний, при которых происходит гибель тканей и выброс внутриклеточного содержимого в кровоток».

Эта работа, поясняет Прескотт, также закладывает основу для дальнейших исследований. «Мы начинаем лучше понимать, почему люди, получившие тяжелые травмы, нередко страдают от вторичного повреждения тканей, когда в их организме происходит каскад разрушительных процессов, запущенных первичной травмой. Если мы научимся контролировать эти процессы, то сможем избежать «эффекта домино», нередко присущего тяжелым травматическим повреждениям».

Чарльз Эсмон к настоящему времени уже разработал два медицинских препарата, одобренных к применению FDA (American Food and Drug Administration). Это Xigris – препарат для лечения острого сепсиса, и Ceprotin – средство, применяемое при белковой недостаточности.

Oklahoma Medical Research Foundation