В поджелудочной железе обнаружены стволовые клетки

28.01.200835060
До настоящего времени считалось, что клеток-предшественников панкреацитов не существует, и большинство исследователей отказались от их поисков. Однако в январе 2008 года в журнале Cell были опубликованы результаты работы, в которой было со всей определенностью показано, что ткань поджелудочной железы содержит стволовые клетки, способные дифференцироваться в бета-клетки, продуцирующие инсулин. Исследование было проведено на мышах, и, если его результаты подтвердятся для человека, то описанный тип клеток сможет стать незаменимым средством терапии диабета.

«Одной из самых интересных характеристик этих взрослых стволовых клеток является то, что они практически неотличимы от эмбриональных стволовых клеток-предшественников панкреацитов», говорит Гарри Хаймберг (Harry Heimberg) из Vrije Universiteit (Бельгия, Брюссель). «Мы не обнаружили существенных отличий от эмбриональных клеток, изучив их морфологию и паттерн экспрессии генов. В культуре они ведут себя точно также, как клетки, дающие начало инсулин-продуцирующим элементам в эмбриогенезе».

Инсулин необходим для того, чтобы клетки могли поглощать растворенный в крови сахар – первичный источник энергии организма. У пациентов, страдающих определенными формами диабета, в связи с неспособностью бета-клеток продуцировать достаточное количество инсулина, в крови поднимается уровень сахара.

Предыдущие исследования не показали присутствия в поджелудочной железе тканевых предшественников после рождения. Считалось, что бета-клетки сами в некоторой степени способны к делению, таким образом пополняя популяцию. «Большинство перестало их искать, поскольку их крайне мало и они крайне слабо активируются».

В своей работе Хаймберг и его коллеги проводили на поджелудочной железе мыши следующую операцию: они иссекали часть протока, выводящего из органа ферменты, что приводило к увеличению числа бета-клеток примерно вдвое в течение одной недели. Также повышалась продукция инсулина, что указывает на функциональную активность новых бета-клеток. Хаймберг считает, что регенеративный процесс стимулируется возникающей после травмы воспалительной реакцией.

Впоследствии было показано, что дифференцировка новых бета-клеток зависит от гена нейрогенина-3 (Neurogenin 3 (Ngn3)), играющего ключевую роль в развитии поджелудочной железы в эмбриогенезе.

Остается выяснить, в какой степени новые данные можно экстраполировать на пациентов, страдающих от диабета. Несмотря на то, что лечение диабета с помощью стволовых клеток представляется возможным лишь в весьма отдаленном будущем, на основании результатов этой работы можно сформулировать задачи дальнейших исследований: необходимо выяснить, возможно ли изолировать предшественники бета-клеток из поджелудочной железы человека и поддерживать их в культурах in vitro, чтобы затем трансплантировать пациентам; а также определить, с помощью каких ростовых факторов можно активировать собственные стволовые клетки поджелудочной железы.

Cell Press