Спиртоходы

06.10.200651240
На новый скачок бензиновых цен власть отреагировала традиционно. Политики выступили с заявлениями, Госдума обратилась к правительству, министры встретились с нефтяниками… Результат нулевой. Только за первые две недели сентября литр Аи-92 в Москве подорожал на 2,5 процента. Вывод – раз нельзя остановить рост цен на бензин, пора искать ему замену.

Краткая история

1876 год.
Николас Отто создал первый двигатель внутреннего сгорания, работавший на этаноле.
1908 год.
Генри Форд выпускает свою знаменитую «Модель Т» – первый массовый автомобиль, который мог работать на бензине, этаноле или их смеси.
1923 год.
Компания Standard Oil первой начала добавлять в бензин 6–12 процентов этанола, чтобы повысить октановое число и улучшить работу двигателей.
1997 год.
Крупнейшие автопроизводители США начали выпуск автомобилей, изначально способных использовать в качестве топлива бензиново-этаноловую смесь E85.

«А вот попробовать этанол не удастся», – улыбается президент компании «Баско» Александр Сутягинский. Действительно, только что достроенный на севере Казахстана комплекс «Биохим» пока работает на холостом ходу. Но уже в следующем году здесь планируется выпустить до 60 тысяч тонн жидкости, способной улучшить качество заливаемого в баки автомобилей бензина, а в перспективе и вовсе заменить его. Но кому в голову придет пробовать топливо? Желающие могли бы и найтись, ведь этанол – это не что иное, как абсолютированный, то есть практически стоградусный, спирт.

То, что бензин в Москве дороже, чем в США, вы наверняка слышали. Если нет, подскажу: средняя цена литра Аи-92 в российской столице составляет сейчас 19,4 рубля. В США за литр такого же бензина просят, в пересчете на рубли, 18,8 рубля. Но почему так происходит? Ну, жадность обобравших народ олигархов – это понятно. Но бензин в США дешевле еще и потому, что его там разбавляют. Нет, не ослиной мочой, а спиртом. У «коктейля» и цена не так велика, и воздух бегающие на нем машины портят куда меньше.

Спиртоходы

Заправлять машины спиртом начали едва ли не раньше, чем бензином. В начале XX века два топлива то конкурировали между собой, то заливались в баки автомобилей в виде смеси. Однако затем интерес к «спиртоходам» упал. Нефтяные месторождения казались неисчерпаемыми, бензин стал дешев, а потому делиться спиртом с машинами сочли неразумным.

Резкое подорожание нефти заставило вспомнить о езде «под градусом». Уже после нефтяного эмбарго 1970-х годов массовое производство «спиртового» топлива развернули в США, Бразилии, Швеции и ряде других стран. По мере роста нефтяных цен росла и доля спирта в горючем. Вскоре с конвейеров начали сходить машины, способные передвигаться на практически чистом спирте (распространенная в США смесь E85 на 85 процентов состоит из этилового спирта). Сейчас среди «спиртоходов» можно найти не только «бюджетные» «Форды» или «Фиаты», но даже дорогущий Koenigsegg CCX. А десятипроцентный E10 и вовсе можно заливать в баки всех современных машин.

В чем выгода

Главное достоинство спиртосодержащего топлива в том, что в выхлопе работающего на нем автомобиля заметно снижается процент разного рода вредных веществ. И в гараже дышать легче, и участником борьбы с глобальным потеплением себя считать можно. Мало? Есть и другие плюсы. Во-первых, после сгорания «проспиртованного» бензина в топливной системе остается меньше грязи. Во-вторых, зимой спирт служит не только топливом, но и присадкой-антифризом. В-третьих, добавка этанола повышает октановое число топлива, ведь сам спирт – это что-то вроде Аи-113. И, наконец, «алкогольное» топливо обходится дешевле обычного бензина.



А что у нас

В России автомобили «под градусом» пока не ездят. И не потому, что нельзя. Можно. «АвтоВАЗ» уже несколько лет назад разрешил заправлять свои машины бензином с пятипроцентным содержанием этанола. А Госстандарт в январе 2004 года утвердил ГОСТ на бензанол, то есть бензин с добавкой 10 процентов спирта. Вот только на заправках его не найти. Год назад, правда, обещали, что установят колонки с бензанолом на столичных АЗС. Но заводов, готовых начать выпуск нового топлива, так и не нашлось.

Теперь ситуация может измениться. Пионером российского рынка альтернативного топлива готовится стать омская группа компаний «Титан». Именно она на паях с казахской «Баско» и выстроила комплекс «Биохим». Первый во всем СНГ завод по производству топливного спирта. Пока в Казахстане, на бывшей целине, где достаточно зерна, необходимого для выработки спирта. Но это, по мнению «пионеров», только начало. «Наш комплекс положит начало строительству аналогичных заводов в России. Думаю, что уже в ближайшие годы у нас в стране появится 10–15 выпускающих биоэтанол предприятий», – уверен генеральный директор ГК «Титан» Михаил Сутягинский. И это, скорее всего, так. Только в этом году стало известно о проектах по строительству заводов для производства топливного этанола в Волгограде, Тамбове, Липецке. Так что уже через пару лет бензину придется потесниться.

Правда, лишь в том случае, если власти отменят абсурдное положение, по которому этанольный бензин считается спиртосодержащей жидкостью, за которую нужно платить акциз. (Этанол с «Биохима» пока планируется перерабатывать на омском заводе «Экоойл» в этилтретбутиловый эфир, добавку для высокооктановых бензинов.) Если же депутаты и министры предпочтут и дальше выступать с заявлениями и проводить встречи, то на российском «спирте» будут ездить в Европе. Или в том же Казахстане, где уже в следующем году планируется принять закон об обязательной добавке этанола в весь продаваемый бензин. Нам же останется только следить за сменой ценников на АЗС да нюхать вонючие выхлопы.

Рекорды «под градусом»

В середине августа нынешнего года пилот автомобиля Chevy So-Cal Cobalt SS установил новый рекорд скорости для «спиртовых» автомобилей. На проложенной по дну высохшего соляного озера Бонневиль (США) трассе он сумел разогнать машину до 218,392 миль, или 349,427 километра в час. До сих пор отметка в 200 миль в час ни одному автомобилю «на спирту» еще не покорялась.Не меньшее внимание привлекает другая уникальная способность «автоспиртовок» – экономичность. В мае 2006 года французский автомобиль «Микроджоуль» доказал, что всего на одном литре этанола он может проехать аж 2885 километров. Ни одному бензиновому автомобилю такое оказалось не под силу.

В тему
– А твоя машина тоже на газированной воде? – спросил Незнайка.
– Нет, моя на спирту. В цилиндр, понимаешь, засасываются пары спирта и поджигаются электрической искрой. Пары, сгорая, расширяются и толкают поршень, а поршень вертит колеса. Машина может работать и на бензине, но от бензина в воздухе остается не очень приятный запах. От спирта же никакого запаха не остается. А то есть машины, которые работают на мазуте, так те – фу-у!
(Николай НОСОВ. «Незнайка в Солнечном городе», 1958 год)

«Есть уже проекты выработки биоэтанола... Но, я полагаю, на нынешнем этапе это чисто государственная задача. Здесь закоперщиком должно стать Минпромэнерго, надо разработать специальную федеральную программу. Ясно, что вот это ресурсное проклятие – наличие углеводородов в таком большом объеме, которое висит над нами, – нас расслабляет и развращает. Да, развращает, поскольку мы не занимаемся вопросом альтернативных видов топлива. А ведь сейчас сама экономика уже подвела к тому, что надо заниматься...»
(Алексей ГОРДЕЕВ, министр сельского хозяйства РФ)

Сергей Воронов, «РОДНАЯ ГАЗЕТА», 5 октября 2006

Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей