Борьба со здравым смыслом

23.06.200634800

Легенды и мифы генетической кампании Greenpeace

С тех пор прошло много лет.… И если быть откровенным, я не думал, что придется снова говорить об этом, однако недаром сказано, что история движется по спирали. Сложившиеся обстоятельства заставляют меня вспоминать «мастера эксперимента и тончайшего мыслителя» Трофима Денисовича Лысенко. Возможно, в России скоро повторятся те чудовищные реформы, Бог его знает.… Отмечу, что «выходец из народа» заставил замолчать генетику на несколько десятилетий. Протеже Сталина и его сторонники, при поддержке НКВД, устроили тогда настоящую травлю на ученых-генетиков, включавшую в себя обыски, аресты и даже расстрелы…

Рыская по Всемирной паутине, я наткнулся на сайт Greenpeace, познакомился с интереснейшими материалами, размещенными на его страницах; печально ухмыльнулся в бороду и понял, что над российской генетикой снова сгустились тучи.

Оказывается, организация развернула «Генетическую кампанию» – это широкое название подразумевает борьбу с генетически модифицированными организмами и продуктами, изготовляемыми из них. По сути, началась борьба с генетикой и здравым смыслом вообще.

Не все еще ясно с трансгенами, однако исследования в этом направлении ведутся – это же не однодневный процесс. Позиция же Greenpeace удручает. Она однобока и не блещет объективностью. Оно, верно, чем меньше объективности, тем легче! Только вот кому? Это большой вопрос!

Истерия по поводу трансгенов дошла уже до того, что в Интернете можно подписаться под письмом к президенту России В.В.Путину. Что ж, казалось бы, все сделано, верно, в изобретательности активистам Greenpeace не откажешь. Только вот объективности им все-таки недостает.

Вот что мне удалось прочитать на сайте Greenpeace – все цитаты я буду подкреплять своими комментариями, быть может, иногда эмоциональными и даже субъективными. Но ведь именно в споре рождается истина!

В поисках объективности

«Трансгены опасны для здоровья малышей! Потребление ГМ продуктов увеличивает риск возникновения аллергий, заболеваний щитовидной железы, пищевых отравлений, а также вызывает невосприимчивость к антибиотикам. Эксперты Гринпис России считают, что трансгены в детском питании должны быть запрещены!»

Сошлюсь на слова Владимира Студеникина, врача-педиатра, доктора медицинских наук, профессора: «За исключением специализированных лечебных смесей, практически любой продукт питания может послужить причиной развития пищевой аллергии у грудничка (не так уж редки случаи, когда зеленые яблоки или рисовая мука, считающиеся гипоаллергенными продуктами, приводили к развитию тяжелейших аллергических реакций у детей первых лет жизни). Детским врачам известна даже аллергия к материнскому молоку. Что же говорить о его заменителях».

В младенческом возрасте любой продукт может вызвать аллергию (как с содержанием трансгенов, так и без оных). Дело здесь вовсе не в трансгенности. Что касается заболеваний щитовидной железы, пищевых отравлений и невосприимчивости к антибиотикам, то это спорный вопрос. Нигде в мире нет ни наглядной статистики, ни серьезной доказательной базы. На мой взгляд, утверждение голословно!

Babypeace или Greenpeace?

«Полностью очистить российский рынок детского питания от трансгенов, к сожалению, пока не удалось. По мнению экспертов Гринпис, единственная возможность защитить наших детей от экспериментов над ними – это ввести государственный мораторий на использование ГМИ в детском питании».

Очистить! В этом утверждении Greenpeace выступает в роли этакого хмурого дворника, каждое утро собирающего «конские яблоки». И вообще, почему «эксперименты» над детьми надо запретить, а над взрослыми нет? Если уж есть уверенность, незнамо на чем основанная, так боритесь за полное искоренение этой «заразы». И откуда только берутся такие двойные стандарты?

Более того, складывается мнение, что Гринпис превращается в организацию по защите детей. Может, экологам пора решать социальные проблемы Африканского континента? Например, бороться с высокой детской смертностью от голода. Почему бы нет? Всегда считал, что Greenpeace защищает слонов и носорогов, но, оказывается, теперь нужно оборонить несчастных детей от «зверей»-генетиков.

Мне кажется, что проблемами детского здоровья должны заниматься организации медицинского толка, например, Всемирная Организация Здравоохранения.

Опасения и реальная угроза – вещи разные!

«Многие ученые опасаются, что ГМО увеличивают риск возникновения опасных аллергий, пищевых отравлений, мутаций, а также вызывают развитие невосприимчивости к антибиотикам».

Проблемы есть всегда, но их можно решать. Опасения, не основанные на реальных фактах и публикациях в серьезных изданиях (статьи, опубликованные, условно говоря, в «Вестнике Урюпинского общества любителей природы» не в счет), не имеют под собой почвы. К сожалению, «многие ученые» зачастую не могут даже расшифровать верно термин «ген».

«Научно зафиксированы отдельные факты уничтожения в местах выращивания ГМ растений целых групп насекомых, возникновения новых мутантных форм сорных растений и насекомых, биологического и химического загрязнения почв».

Все с точностью до наоборот! Насекомые гибнут от «слоновьих» доз пестицидов, которыми щедро поливаются поля. Некоторые из насекомых становятся устойчивыми к пестицидам (приобретают мутации, позволяющие им выжить в даже в стрессовых условиях). От пестицидов гибнут не только насекомые-вредители, но и целая плеяда полезных насекомых. Недавно проведенные исследования на полях с трансгенным и нетрансгенным хлопком наглядный тому пример (опубликованы, кстати, в приличном журнале). Химическое загрязнение почв и вод пестицидами, которые используются при выращивании нетрансгенных культур, отравляет все и всех вплоть до людей, но об этом почему-то активисты Greenpeace забывают. А что такое биологическое загрязнение почв, я так и не сумел разобраться…

Политика – грязная вещь!

«Привнесение ГМО в сельское хозяйство России грозит подрывом нашей продуктовой безопасности».

Экономическая зависимость России от других стран присутствовала и будет присутствовать всегда. Любая страна в современном мире в той или иной мере зависит от своих соседей, не в трансгенах же тут дело. Далеко за примерами ходить не надо – Дальний Восток. Большинство товаров здесь (в том числе и продовольственные) китайского происхождения.

В качестве заключения

Да, народы России и Европы в целом отрицательно относятся ко всему генетически модифицированному. Эта типичная боязнь всего нового, которая раздувается заинтересованными организациями. Хочется надеяться, что объективный подход все-таки восторжествует и ученые, которые занимаются генетически модифицированными организмами и их безопасностью, наконец, придут к консенсусу с защитниками природы. Пока же враждующие стороны никак не могут прийти к общему мнению.

Владимир КРУГЛОВ, РАН