Покупатели не умеют читать этикетки

10.08.200524300
Исследовательская компания ACNielsen на днях опубликовала результаты своего майского опроса по поводу отношения потребителей к информации на этикетках продуктов питания. Выяснилось, что у россиян есть значительные пробелы в знаниях об ингредиентах, необходимых для здорового и сбалансированного питания, внимание уделяется лишь калориям и консервантам. Эксперты говорят о том, что необходимо просвещение отечественных потребителей.

В ходе интернет-опроса были получены ответы более 21 тысячи пользователей в 38 странах мира. Целью исследования было выяснить, насколько хорошо потребители в различных странах мира понимают предназначение питательных веществ и обращают ли они внимание на информацию о них на упаковке продуктов питания.

Российские потребители оказались одними из самых нелюбопытных: согласно опросу они плохо разбираются в информации о питательной ценности продуктов и напитков. В частности, Россия оказалась на 36-м месте при ответе на вопрос о понимании информации о питательной ценности продуктов: 14% респондентов не понимают ее вообще, 53% понимают “лишь частично”. Заметим, что опрос проводился среди интернет-пользователей, то есть достаточно грамотной аудитории. В Европе, к примеру, только 6% пользователей не понимают сведений на этикетке при 44% “понимающих”, а в США это соотношение – 3% к 63%.

По данным исследования, 38% российских интернет-пользователей обращаются к таблице питательной ценности, когда приобретают продукт в первый раз, 18% - когда у них есть на это время, 17% - когда покупают продукт для ребенка, и лишь 14% - когда находятся на диете или пытаются сбросить вес. 8% респондентов ответили, что никогда не читают то, что написано на этикетках.

Впрочем, из прочитанного и понятого россиян волнуют в основном данные о содержании калорий (42%) и консервантов (41%). При этом значительно меньше они озабочены наличием жиров (35%), красителей (34%), сахара (33%), добавок (26%) и углеводов (19%). Российские потребители наряду с французами, швейцарцами и японцами плохо понимают разницу между насыщенными и ненасыщенными жирами – более половины респондентов не различают их.

Стоит ли удивляться, что производители, в свою очередь, не слишком стремятся давать полную информацию о своих продуктах. Позиционные бои за право потребителей знать о том, содержит ли тот или иной продукт генетически измененные ингредиенты, идут без особого успеха. О том, какие жиры в продукте - насыщенные или ненасыщенные, этикетки часто тоже скромно умалчивают. Зато на бутылках с растительным маслом часто красуется надпись 'Без холестерина' - видимо, в расчете на тех наивных покупателей, которые не знают, что растительные масла и так не могут содержать холестерина, поскольку состоят из ненасыщенных жиров.

Эксперты полагают, что решить проблему поможет лишь образование потребителей.

“У потребителя есть одно неотъемлемое право – право выбора, закрепленное руководящими принципами по защите потребителей, принятыми ООН еще в 1961 году. Именно этого выбора производители нас лишают, когда дают неполную информацию на этикетке или упаковке. За свои права необходимо бороться, в том числе обучая потребителей внимательно изучать информацию о продукте перед покупкой”, - рассказала ГАЗЕТЕ председатель правления Московского общества защиты прав потребителей Надежда Головкова.

О том, что пропаганда может делать чудеса, говорит следующий результат опроса: россияне чаще всех покупают соки с витаминными добавками (50% опрошенных), а в потреблении биойогуртов (80% опрошенных) мы уступаем только жителям Юго-Восточной Азии. А вот 'здоровые' продукты, не имеющие массированной рекламы, особым успехом не пользуются: хлеб с добавками покупают регулярно 28% респондентов, богатые клетчаткой продукты – 17%, сухие завтраки – 11%, молоко с витаминами пьют 22%, а соевое молоко – только 9%.

Газета, 05. 08.2005

Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей