Бояться ли нам солнца? Новые данные о развитии меланомы

14.05.201219370

Долгое время считалось, что риск развития меланомы – наиболее агрессивной формы рака кожи – напрямую связан со временем, проведенным на солнце. Команда ученых из Института Брода (Broad Institute) и Онкологического Института Дана-Фарбер (Dana-Farber Cancer Institute) (США), проведя полногеномное секвенирование 25 метастазирующих меланомных опухолей, подтвердила роль продолжительного пребывания на солнце в развитии меланомы и обнаружила новые генетические мутации, ассоциированные с данным типом опухоли.

В статье, опубликованной в начале мая в журнале Nature, ученые впервые представили полную карту генома меланомных опухолей человека. Предыдущие генетические исследования в основном были сфокусированы на экзомах (белок-кодирующих участках генома) раковых опухолей и рассматривали лишь малую часть генома. Секвенирование всего опухолевого генома может дать ученым возможность узнать гораздо больше о разнообразии мутаций, являющихся причиной меланомы.

«Полногеномное секвенирование, несомненно, позволяет сделать гораздо больше открытий, чем экзомное», - говорит Леви А. Гаррауэй (Levi A. Garraway), соавтор статьи, старший научный сотрудник Института Брода, профессор Онкологического Института Дана-Фарбер и Медицинской Школы Гарварда (Harvard Medical School, США).

«Полногеномный анализ дает возможность выявить больше мутаций, классифицировать их на разные типы, а также точнее описать характер мутаций, вызванных воздействием ультрафиолета», - поясняет один из авторов публикации Майкл Ф. Бергер (Michael F. Berger).

Анализируя данные, полученные в ходе полногеномного секвенирования, ученые выявили множество новых, ранее не описанных, геномных перестроек в меланомной опухоли, а также обнаружили, что у пациентов, подвергавшихся длительному пребыванию на солнце, количество мутаций возрастает, что подтверждает роль солнечного излучения в развитии заболевания.

Как и ожидалось, в 24 опухолях из 25 ученые обнаружили известные мутации генов BRAF и NRAS. Оба гена вовлечены в сигнальные пути, связанные с процессами роста клетки. Кроме того, был выявлен еще один ген-кандидат – PREX2, мутации в котором ранее уже были ассоциированы с развитием рака молочной железы. Этот ген оказался мутантным у 44% пациентов. При дальнейшем исследовании на выборке из 107 опухолей частота мутации этого гена составила 14%.

Мутации в гене PREX2 наблюдались не только в так называемых «горячих точках», где они приводят к активации онкогенов и стимулированию развития опухоли, но также были распространены по всему гену – такой паттерн характерен для случаев «выключения» генов опухолевой супрессии, что также вызывает рост злокачественной опухоли.

«Характер мутаций похож на таковой в гене-супрессоре опухоли, но в функциональных экспериментах он ведет себя скорее, как онкоген», - говорит Бергер.

В норме PREX2 взаимодействует с белком PTEN, опухолевым супрессором, контролирующим рост здоровых клеток. Результаты экспериментов на мышах показали, что мутации в гене PTEN приводят к ускорению роста опухоли еще не изученными способами. «Мы еще не знаем, как этот ген функционирует, - говорит Гаррауэй, - Возможно, PREX2 относится к новой группе генов, вовлеченных в сигнальные пути, которые могут стать новой терапевтической мишенью для лечения меланомы».

Исследование проведено при финансовой поддержке Национального Института Исследования Генома Человека (National Human Genome Research Institute, США), Национального Онкологического Института (National Cancer Institute, США), Австрийского Научного Фонда (Austrian Science Fund, Австрия) и Фонда Барроуза (Burroughs-Wellcome Fund).

По материалам Broad Institute of MIT and Harvard