Кофеин восстанавливает память при болезни Альцгеймера

07.07.200942270
У любителей кофе появилась еще одна причина выпить лишнюю чашечку бодрящего напитка. В исследовании, проведенном на мышах с экспериментально вызванной болезнью Альцгеймера, было показано, что ежедневное употребление кофеина в количестве, эквивалентном пяти выпитым за день чашкам кофе, замедляет прогрессию заболевания и восстанавливает память животных. Об этом недавно сообщили исследователи из Университета Южной Флориды (University of South Florida), при котором работает Центр Изучения Болезни Альцгеймера (Alzheimer's Disease Research Center).

Результаты исследования были опубликованы в журнале Journal of Alzheimer's Disease. Оказалось, что кофеин значительно снижает количество в нервных клетках бета-амилоида – аномального белка, который и вызывает симптомы заболевания, накапливаясь в нервной ткани и в крови экспериментальных животных. Эта работа подтверждает результаты более ранних исследований этой же группы ученых, показавших, что кофеин предотвращает развитие болезни Альцгеймера у новорожденных мышат с генетическим дефектом, приводящим к заболеванию в старости.

«Наши открытия говорят о том, что кофеин может использоваться в качестве лекарства в терапии пациентов с болезнью Альцгеймера, а не только в качестве профилактического средства, - говорит руководитель исследования профессор Гарри Арендаш (Gary Arendash), - это очень важно, поскольку для многих людей он станет настоящим спасением. Кофеин легко проникает в ткани мозга и, по-видимому, напрямую воздействует на причину заболевания».

Основываясь на своих многообещающих результатах, научная группа надеется в скором времени начать клинические испытания кофеина как лекарства от болезни Альцгеймера, чтобы подтвердить его эффективность в сохранении памяти на ранних стадиях развития патологии, когда симптомы еще не так сильно выражены. Для пациентов на поздних сроках развития болезни уже было показано, что регулярное употребление кофеина снижает концентрацию бета-амилоида в крови.

Арендаш и его коллеги заинтересовались потенциалом кофеина для лечения болезни Альцгеймера несколько лет назад, выявив статистически достоверную разницу по заболеваемости жителей Португалии болезнью Альцгеймера в зависимости от потребления кофеина. Оказалось, что пациенты с болезнью Альцгеймера в последние 20 лет своей жизни употребляли меньше кофеина, чем их здоровые соотечественники. После этого было проведено несколько неконтролируемых клинических исследований, показавших, что умеренное употребление кофеина может защитить человека от возрастного ухудшения памяти. Однако эксперимент на животных помог ученым оценить эффекты кофеина, выделив их из всего многообразия факторов, которые могли влиять на результаты наблюдений за людьми (например, диеты, рода деятельности и проч.).

В работе с мышами исследователи использовали линию мышей с генетической мутацией, неизбежно приводящей к заболеванию. Поведенческие тесты показали, что у таких мышей нарушения памяти начинались в возрасте от 18 до 19 месяцев – это соответствует примерно 70 годам у человека. Такие мыши были разделены на две группы: экспериментальная группа ежедневно получала вместе с питьевой водой кофеин, а контрольная содержалась в стандартных условиях. Количество кофеина, получаемого мышами ежедневно, составляло около 500 мг. – столько содержится примерно в двух больших или пяти маленьких чашках крепкого кофе, или же в 14 чашках черного чая. Через два месяца после начала исследования мыши из экспериментальной группы начали демонстрировать достоверные улучшения в прохождении тестов на память и сообразительность. К концу исследования их способности восстановились до уровня нормальных животных. Мыши из контрольной группы со временем показывали все ухудшавшиеся результаты тестов.

В мозге у мышей из экспериментальной группы происходило снижение концентрации бета-амилоида на 50%. В других работах этими же исследователями было показано, что кофеин снижает также и продукцию ферментов, образующих бета-амилоид. Предполагается, что помимо этого кофеин может снижать интенсивность аутоиммунного процесса в нервной ткани, который является первопричиной накопления нейронами аномальных белков амилоида.

Увидев результаты воздействия кофеина на больных мышей, ученые, естественно, задались вопросом, может ли это соединение улучшать память здоровых животных. Однако их надежды не оправдались – кофеин никак не влиял на память здоровых мышей.

Пока неясно, оказывает ли кофеин в более низких дозах такой же положительный эффект. Тем не менее, регулярное употребление пяти чашек кофе в день, согласно исследованиям Американской Национальной Академии Наук (National Academy of Sciences), не вредит здоровью, исключая случаи, когда у человека повышенное давление. Однако, мы бы не спешили с выводами, так как 500 мг. – доза, эффективная для мыши, а в пересчете на средний вес человека эффективная доза кофеина может оказаться на порядок больше. С другой стороны, роль может играть скорее регулярность употребления кофеина и его накопление в организме, а не количество кофеина при одноразовом приеме.

Ссылки на статьи:

1.Gary W Arendash, Takashi Mori, Chuanhai Cao, Malgorzata Mamcarz, Melissa Runfeldt, Alexander Dickson, Kavon Rezai-Zadeh, Jun Tan, Bruce A Citron, Xiaoyang Lin, Valentina Echeverria, and Huntington Potter. Caffeine Reverses Cognitive Impairment and Decreases Brain Amyloid-%u03B2 Levels in Aged Alzheimer's Disease Mice. Journal of Alzheimer's Disease, Volume 17:3 (July 2009)
2.Chuanhai Cao, John R Cirrito, Xiaoyang Lin, Lilly Wang, Deborah K Verges, Alexander Dickson, Malgorzata Mamcarz, Chi Zhang, Takashi Mori, Gary W Arendash, David M Holzman, and Huntington Potter. Caffeine Suppresses Amyloid-%u03B2 Levels in Plasma and Brain of Alzheimer's Disease Transgenic Mice. Journal of Alzheimer's Disease, Volume 17:3 (July 2009)

University of South Florida Health