Дендритные клетки играют роль в функциях сосудов и сердечных клапанов

20.02.200929780
В 1973 году Ральф М. Штайнман (Ralph M. Steinman) заложил основы нового направления в иммунологии, опубликовав свою работу об открытии дендритных клеток. С тех пор дендритные клетки считаются ключевыми элементами защиты нашего организма от проникающих в него патогенов. Эти клетки играют важную роль в ранних иммунных реакциях, включая реакцию отторжения трансплантата, уничтожение злокачественных клеток и предотвращение развития аутоиммунных заболеваний. Теперь стало понятно, что они также необходимы для нормального функционирования сосудов и сердечных клапанов.

Расположение дендритных клеток (показаны зеленым цветом) во внутренней стенке аорты. Некоторые дендритные клетки проникают своими отростками прямо в кровоток, откуда они захватывают попавших туда патогенов и презентируют их антигены Т-лимфоцитам.

Предыдущие исследования косвенно указывали на то, что дендритные клетки в большом количестве присутствуют в артериях как мышей, так и человека. Однако сегодня это предположение получило доказательства благодаря работе исследователей из Лаборатории Клеточной Физиологии и Иммунологии в Университете Рокфеллера (Laboratory of Cellular Physiology and Immunology, The Rockefeller University) – по крайней мере, это было показано на мышах. Ученые определили точное расположение дендритных клеток в сосудах – те находятся непосредственно под слоем эндотелия, покрывающего внутреннюю поверхность аорты, а их отростки выступают прямо в кровоток, захватывая оттуда чужеродные частицы. Такое расположение дендритных клеток было ранее показано для внутренней выстилки кишечника и воздухоносных путей, но никогда – для крупных артерий.

В своих экспериментах ученые использовали генетически модифицированных мышей. Основной маркер дендритных клеток - молекула СD11с, был связан у этих мышей с флуоресцентным белком. Обнаружив в аорте мышей дендритные клетки, исследователи выделили эти клетки и уже в экспериментах in vitro показали, что клетки эти так же высоко эффективны в стимуляции Т-лимфоцитов и NK-клеток в ответ на чужеродные белки, как и дендритные клетки, выделенные из таких органов иммунной системы, как селезенка.

При этом все равно оставался вопрос, насколько эффективно обнаруженные дендритные клетки выполняют свои функции в интактном сердце. Чтобы выяснить это, мышам был инъецирован в кровоток модельный чужеродный белок. Спустя 20 часов из клапанов сердца и аорты были выделены дендритные клетки и помещены в культуру. Оказалось, что эти клетки эффективно стимулируют активацию Т-лимфоцитов, ответственных за уничтожение патогенов, а, значит, они захватили и распознали инъецированный белок как нечто чужеродное.

Теперь ученые задались целью выяснить роль дендритных клеток в развитии атеросклероза, заболевания, вызываемого отвердением стенок артерий в результате отложения на них липидов, в основном холестерола. Интересно, что максимальное количество дендритных клеток располагается в луковице аорты, ее дуге и нисходящей части – то есть в местах, наиболее подверженных заболеванию. Что это значит, еще только предстоит понять.

Оригинальная статья: Choi et al. Identification of antigen-presenting dendritic cells in mouse aorta and cardiac valves. Journal of Experimental Medicine, Feb 16, 2009; DOI: 10.1084/jem.20082129