Белок, вызывающий гибель клеток, может оказаться незаменимым в терапии рака

16.01.200936110
Исследователи из медицинского института имени Альберта Эйнштейна в США (Albert Einstein College of Medicine of Yeshiva University) обнаружили небольшой внутриклеточный белок, который активирует запрограммированную гибель клеток – апоптоз. Это открытие может привести к появлению новых препаратов для борьбы с онкологическими заболеваниями и другими патологиями, для которых характерна избыточная пролиферация клеток. Исследование было проведено под руководством профессора биологии Дениса Шилдса (Dennis Shields).

Экспрессия небольшого фрагмента белка p115 (показано зеленым) приводит к выбросу цитохрома С (красный) из митохондрий в цитоплазму клеток, что приводит к их гибели.

В ответ на стресс или в процессе старения в клетках запускается программа апоптоза (физиологической клеточной гибели). В злокачественных клетках этого обычно не происходит, поскольку в них действуют молекулярные механизмы, препятствующие апоптозу.

Десятилетие тому назад считалось, что апоптоз запускается исключительно в ядре и митохондриях клеток. Однако в лаборатории профессора Шилдса было впервые показано, что в апоптозе также играет роль еще одна клеточная органелла – комплекс Гольджи.

В комплексе (или аппарате) Гольджи происходит упаковка белков и других соединений, синтезируемых в клетке, в мембранные пузырьки, которые затем транспортируются во все области клетки. Для поддержания нормальной структуры и функций комплекса Гольджи необходим белок р115. В своих более ранних работах научная группа Шилдса показала, что перед началом апоптоза белок р115 распадается на два фрагмента, и меньший фрагмент, состоящий из 205 аминокислот, играет важную роль в процессе гибели клетки.

В настоящем исследовании ученые выделили наименьший участок этого фрагмента р115, которого достаточно для запуска апоптоза – полученный пептид включает в себя всего 26 аминокислот и выполняет свою функцию, оказавшись в ядре клетки. После попадания пептида в ядро запускается каскад молекулярных событий, приводящий к выбросу из митохондрий в цитоплазму цитохрома С, что в свою очередь служит сигналом к гибели клетки. Авторы работы считают, что в будущем будет найден способ искусственно индуцировать при помощи этого короткого пептида гибель злокачественных клеток.

Оригинальная статья: Mukherjee et al. Nuclear Import Is Required for the Pro-apoptotic Function of the Golgi Protein p115. Journal of Biological Chemistry, 2008; 284 (3): 1709 DOI: 10.1074/jbc.M807263200