Блокирование одного клеточного рецептора подавляет иммунный ответ

01.12.200834200

Клеточная рецепция. Сравнивая клетки интактных мышей (слева) и клеток генетически модифицированных мышей с отсутствием определенных рецепторов в их селезенке (справа), ученые показали, что рецепторы SIGN-R1 (синий) необходимы для подавления иммунного ответа.

Обнаружение новой роли одного из специализированных клеточных рецепторов пролило свет на то, каким образом иммунная система предотвращает опасную гиперреакцию на внедрение чужеродного биологического материала. Этот рецептор, как ранее было известно, защищает от эффективного уничтожения иммунной системой вирусы ВИЧ и гепатита С. Теперь выяснилось, что он также играет ключевую роль в проявлении эффектов распространенного противовоспалительного препарата, иммуноглобулина для внутривенного введения (IVIG (intravenous immunoglobulin). Это открытие открывает новые возможности для разработки препаратов, подавляющих воспаление, вызванное аутоиммунными реакциями, которые приводят к таким заболеваниям, как ревматоидный артрит и системная красная волчанка.

Результаты исследования раскрывают механизм работы иммуноглобулина, который озадачивал ученых в течение уже многих лет. В сущности, IVIG – это иммуноглобулин человека класса G (IgG) в очень высокой концентрации, который при системном (внутривенном) введении эффективно снижает выраженность аутоиммунных заболеваний. Ранее было показано, что в состав молекулы IgG входит сиаловая кислота, в отсутствии которой IgG теряет свою способность подавлять воспаление и становится, наоборот, провоспалительным агентом. В апреле 2008 года в журнале Science появилась статья Ravetch et al., в которой было описано, что искусственно синтезированная сиалированная форма IgG, примененная для терапии мышей с аутоиммунным артритом, была в 30 раз эффективнее стандартного IVIG.

В новой работе эта же группа исследователей выявила специфический клеточный рецептор, необходимый для работы IVIG. У мышей этот рецептор – SIGN-R1 – располагается на некоторых клетках селезенки, которые, в частности, регулируют иммунный ответ посредством распознавания сиаловой кислоты в составе некоторых молекул IgG. Взаимодействия рецептора с сиалированным IgG – первый шаг в запуске каскада противовоспалительных реакций.

Мыши с мутацией рецептора при развитии у них экспериментального аутоиммунного артрита не реагировали на терапию с помощью IVIG. Такой же эффект наблюдался в отсутствии определенных иммунокомпетентных клеток селезенки, на поверхности которых и находится рецептор.

Эти данные, по-видимому, могут быть применимы также к человеку. На человеческих клетках присутствует рецептор DC-SIGN, выполняющий те же функции, что и SIGN-R1 у мышей. В случае человека эти рецепторы обнаруживаются на дендритных клетках, функция которых – презентация антигенов лимфоцитам.

Теперь, идентифицировав рецептор и его лиганд, исследователи задались целью разработки молекул, которые смогут регулировать иммунный ответ. Также они планируют выяснить, какие именно реакции запускает сиалированный IgG и почему они приводят к подавлению воспаления.

Статья: Anthony et al. Inaugural Article: Identification of a receptor required for the anti-inflammatory activity of IVIG. Proceedings of the National Academy of Sciences, Online November 26, 2008; DOI: 10.1073/pnas.0810163105