МикроРНК – ключ к более безопасной противораковой терапии

31.10.200836820
Вирусы, в течение долгого времени считавшиеся исключительно возбудителями заболеваний, сегодня используются в противораковой терапии. Споры о безопасности применения так называемых онколитических вирусов ведутся уже долгое время и касаются в основном способности таких вирусов поражать здоровые ткани. Исследователи из Mayo Clinic обнаружили способ контроля над онколитическими вирусами, который позволяет ограничить их патогенность исключительно в отношении опухолевых клеток.

Была искусственно создана ДНК вируса, несущая в себе также специфическую генетическую последовательность, которая не позволяет вирусу покинуть определенную ткань и распространиться по организму. Эта последовательность позволяет микроРНК, содержащимся в клетках определенных тканей хозяина, дестабилизировать вирусный геном, лишая его способности к активной миграции между клетками. Открытие опубликовано в последнем номере журнала Nature Medicine.

Руководитель исследования Стефан Рассел (Stephen Russell) верит, что эта работа снимет со временем вопрос о безопасности онколитических вирусов и сделает их одним из самых эффективных средств борьбы с раком.

МикроРНК – это короткие последовательности из рибонуклеотидов, не кодирующие никакого белка. Часто их роль в клетке заключается в подавлении активности различных генов. В данном случае синтетический вирус разработан таким образом, что он реагирует на специфические микроРНК, характерные для ряда тканей хозяина. Применяя эту оригинальную стратегию, ученые сделали из вируса, в норме разрушающего мышечные клетки, вирус, инфицирующий исключительно злокачественные клетки. Лабораторные мыши, послужившие моделью онкологических заболеваний, были с помощью вируса вылечены от опухолей (меланомы), и при этом не наблюдалось никаких негативных побочных эффектов.

Большинство вирусов может инфицировать несколько типов клеток, что приводит к развитию целого спектра симптомов вирусного заболевания. Теперь, когда вирусы изменяют, изготавливая из них вакцины, противораковые препараты и векторы для генной терапии, исследователи пытаются решить проблему ограничения инфекционности вирусов. С решением этой проблемы применение онколитических вирусов для лечения больных, страдающих от онкологических заболеваний, станет реальностью.

Mayo Clinic