Обнаружен новый механизм клеточного деления

29.10.200834880

Рольф Бернандер (Rolf Bernander), профессор молекулярной эволюции в Университете Упсалы (Uppsala University) в Швеции. Под его руководством был открыт неизвестный до настоящего времени механизм деления клеток микроорганизмов, обитающих в горячих кислотных водоемах.

Исследовательская группа отдела Молекулярной Эволюции в Университете Упсалы в Швеции полностью идентифицировала молекулярные механизмы клеточного деления. Открытие было сделано при изучении микроорганизма Sulfolobus acidocaldarius, который принадлежит к совершенно уникальному живому царству – к царству Архей (Archaea) и был впервые обнаружен в горячем кислотном ключе в Йеллустонском заповеднике штата Вайоминг, в США. Этот микроорганизм очень заинтересовал ученых, так как нормальные условия жизни для него – сильнодействующая кислота, нагретая до 80 градусов по Цельсию.

«Они представляют собой совершенно потрясающие модельные системы для построения теорий о происхождении жизни на Земле, а также наталкивают на поиски других живых организмов в экстремальных местах обитания», пояснил руководитель исследования профессор Рольф Бернандер. Вместе с ним над этим проектом работали еще четверо шведских ученых. Они обнаружили три уникальных гена, которые активируются перед началом деления клеток Архей. Белковые продукты этих генов затем формируют жесткую пластинку, разделяющую разошедшиеся после сегрегации хромосомы, после чего эта пластинка образует перемычку между двумя дочерними клетками – перемычка постепенно сокращается, позволяя клеткам разойтись. Белки, из которых состоит разделительная пластинка, совершенно уникальны и не имеют гомологов ни у каких других известных живых организмов, которые играли бы роль в клеточном делении.

Два из трех описанных белков имеют сходные структуры с так называемыми ESCRT-белками, характерными для эукариотических клеток, однако белки эти у эукариот, в том числе у млекопитающих, ответственны не за деление клетки, а за формирование внутриклеточных мембранных пузырьков, выполняющих функции внутриклеточного молекулярного транспорта. По-видимому, в процессе эволюции произошло радикальное расхождение функций неких предковых белков. Работы, подобные этой, дают возможность объяснить клеточную биологию Архей и других экстремофилов (организмов, обитающих в экстремальных условиях обитания), а также выяснить их эволюционные отношения с представителями эукариот.

EurekAlert!