Раскрыта структура вируса, способного инфицировать раковые клетки

10.10.200844590
Трехмерная структура вируса, известного как Seneca Valley Virus-001, показывает, что этот вирус уникален среди других представителей семейства Picornaviridae, что позволяет отнести его к отдельному семейству Senecavirus. Новое исследование показало, что внешняя белковая оболочка вируса неровная, с нерегулярными выступами и вдавлениями, а РНК-нить, скрытая в ней, организована в шаровидную сетчатую структуру.

3-D структура Seneca Valley Virus-001

«Он не похож ни на какие другие известные пикорнавирусы, которые хорошо нам знакомы, включая полиовирусы и риновирусы, вызывающие так называемую простуду», говорит руководитель работы, профессор Виджей С. Редди (Vijay S. Reddy) из The Scripps Research Institute. «Полученные сведения о его кристаллической структуре помогут нам выяснить, как он работает, и каким образом мы можем извлечь из этого пользу».

Сенекавирус был открыт несколько лет назад в биотехнологической компании Neotropix Inc. в штате Пенсильвания, в США. Тогда ученые решили, что этот вирус – «лабораторный паразит», загрязняющий культуры клеток. Но затем выяснилось, что это опасный патоген, чьим основным носителем, по-видимому, являются коровы и свиньи. Дальнейшие исследования показали, что вирус совершенно безопасен для здоровых клеток человека, но при этом способен инфицировать клетки определенных солидных опухолей, например мелкоклеточного рака легких, самого распространенного из легочных неоплазий.

Исследователи из Neotrophix заявляют, что в экспериментах на животных вирус продемонстрировал противораковую специфичность в 10 000 раз большую, нежели современные химиотерапевтические средства, не провоцируя при этом никаких побочных эффектов. Компания разработала на основе этого «онколитического» вируса противораковый препарат, который уже вступил в первую фазу клинических испытаний на пациентах с мелкоклеточным раком легких.

До настоящего времени ученые не представляли, каким образом работает вирус, и обратились за помощью к вирусологу Виджею Редди. Он и его коллеги расшифровали кристаллическую структуру Сенекавируса.

Редди описал различия, которые были найдены между Сенекавирусом и другими пикорнавирусами, и заключаются в незначительных структурных, однако весьма существенных отличиях. Именно организация внешней белковой оболочки, или капсида вируса, определяет, как он инфицирует клетки.

На сайте http://viperdb.scripps.edu/, разработанном Редди и его коллегами, можно получить представление о структуре этого и многих других вирусов (на данный момент общедоступная база трехмерных структур вирусов содержит информацию о 253 вирусах).

После расшифровки структуры Seneca Valley Virus-001, ученые начали поиски специфического белка, содержащегося в капсиде вируса и ответственного за его способность инфицировать злокачественные клетки. «Ключевым моментом является обнаружение специфического участка вирусного белка, который связывается с неким рецептором на поверхности раковой клетки, а также расшифровка структуры самого рецептора», говорит Редди, «после этого мы, возможно, сможем модифицировать Сенекавирус таким образом, что он начнет инфицировать и другие типы неоплазий».

Оригинальная статья: S. Venkataraman, V. Reddy, Seshidhar P. Reddy, Neeraja Idamakanti, Paul L. Hallenbeck, Jackie Loo. Structure of Seneca Valley Virus-001, an oncolytic picornavirus representing a new genus. Structure, Vol 16, 1555-61, 08 October 2008.

Scripps Research Institute