ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

11.03.200486770

ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: НАУЧНЫЕ ИННОВАЦИИ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ


Завершила работу школа-семинар «Проблемы генетической безопасности: научные инновации и их интерпретация», которая была организована Институтом общей генетики РАН, посольством Великобритании в России, Московским обществом генетиков и Дарвиновским музеем.


– В первой половине XXI века биотехнологии будут таким же ключевым фактором прогресса, каким была вычислительная техника во второй половине XX века, – сказал в своем приветственном послании сэр Родерик Лайн, посол Ее Королевского Величества в Российской Федерации. – И Россия, и Великобритания принадлежат к числу лидеров в этой области. При этом важно не забывать: наука существует не сама по себе, а в обществе и, в конечном итоге, для общества. Что нужно для того, чтобы научная мысль могла свободно развиваться, но при этом ее достижения не угрожали бы безопасности граждан? Я рад, что школа-семинар предназначена для обсуждения именно таких вопросов.

Первый день конференции был посвящен проблемам генной инженерии. Профессор Дэвид Финнеган из Университета Эдинбурга (Великобритания) сделал блестящий доклад о новых подходах к изготовлению векторов – тех самых транспортных средств, которые доставят необходимые гены в нужные клетки организма. В последние годы ученые делают ставку на трансферазу. Наш геном на 40% состоит из мобильных элементов, в том числе транспозонов, которые могут перемещаться в геноме с места на место. Этим перемещением управляет белок трансфераза, ген которого как раз и расположен в мобильном элементе. Ученые воспользовались этим природным механизмом и заставили трансферазу переносить нужный ген из вектора в хромосому клетки. Таким способом получены трансгенные планарии, мышь, курица, рыбы, насекомые и клетки человека. Зачем это делается? Таким способом можно получить животных, производящих лекарства, растения, поражающие насекомых, продукты с повышенным содержанием витаминов и других полезных веществ.

Пример тому – генетически модифицированные сельскохозяйственные культуры. «В мире 67 млн. гектаров засеяны трансгенными культурами – это две с половиной территории Великобритании, – рассказал в своем, как всегда, эмоциональном и артистичном докладе академик Константин Скрябин. – Восемнадцать стран, включая такие крупные, как США, Канада, Китай, Австралия, Мексика и Германия, выращивают такие культуры. В России нет ни одного генетически модифицированного растения, которое находится в коммерческом использовании. Это катастрофа для России, но это факт».

Генетической безопасностью ныне живущих людей и следующих поколений озабочены ученые и врачи, демографы и социологи. В конечном счете, она касается каждого из нас, потому что важнейшая ее составляющая – это личная генетическая безопасность. Проблема генетической безопасности существовала всегда, даже в исторические времена, но тогда практически единственным, что ей угрожало, были близкородственные браки. С развитием цивилизации рисков стало гораздо больше. «Для охраны личной генетической безопасности нужна личная генетическая грамотность», – подчеркнула в своем докладе сотрудник Института общей генетики


РАН кандидат биологических наук Ольга Курбатова. На практике это означает, что человек должен заботиться о том, чтобы жить в экологически благоприятной среде, избегать мутагенов, знать собственную родословную и предрасположенность к наследственным заболеваниям. Для начала не худо бы знать свои группу крови и резус-фактор, ведь, как ни удивительно, даже это неведомо большинству наших сограждан. Необходимо представлять свои аллергические и прочие реакции на различные лекарственные препараты, а также свою «экологическую и профессиональную нишу» для правильного выбора рода деятельности. Будущим родителям необходимо задуматься о правильном генетическом выборе партнера, об оптимальном возрасте для рождения ребенка, о правильном поведении во время беременности. Ольга Курбатова считает, что, с точки зрения медицины, совершенно необходимо, чтобы генетический паспорт был у каждого человека, с ним должен быть ознакомлен его лечащий врач.

 Вообще, генофонд популяции нужно рассматривать как важнейший природный ресурс. Для того чтобы оценить состояние генофонда, академик Юрий Алтухов предложил два критерия – количественный и качественный: характер воспроизводства и генетическое разнообразие. Очевидно, что устойчивого воспроизводства генофонда у нас нет, как и в любой стране, где люди все больше склоняются к одному ребенку в семье, а то и вовсе не вступают в брак. При таком положении мы можем дойти до того, что каждое следующее поколение будет в 2 раза малочисленнее предыдущего. Помимо демографических и социальных, появляются и культурные последствия, поскольку разрушается сеть родственных связей, традиционных для русского этноса. Братья, сестры, дяди, тети, двоюродные, троюродные – всех этих родственников человек лишается.

Генетическое разнообразие зависит от темпов естественного прироста среди разных этнических групп, а они очень сильно различаются: например, среди мусульман оно наибольшее, а среди евреев – наименьшее, главным образом из-за эмиграции. Поскольку число мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья в России растет, они все больше участвуют в воспроизводстве населения. Чтобы население России не падало, демографы прогнозируют приток 50-70 млн. мигрантов в течение ближайших 50 лет. Соответственно ожидается очень сильное изменение генофонда. Это может сказаться в том числе на повышении частоты наследственных заболеваний, которые раньше были несвойственны популяции.

Важнейший экологический фактор, который угрожает состоянию генофонда, – это загрязнение окружающей среды, ведущее к увеличению мутаций. Если мутируют клетки тела человека, это кончается раковыми заболеваниями, если же половые клетки – возникают спонтанные аборты, младенческая смертность, наследственные заболевания. Современные человеческие популяции несут огромный генетический груз. По последним оценкам, на 1 млн. новорожденных 638 тысяч имеют какие-либо врожденные патологии.

В современном обществе действие естественного отбора ослабевает, потому что благодаря достижениям современной медицины люди с врожденными патологиями приобретают право на жизнь. Но генетический груз популяции при этом усиливается – это так называемый дисгенный эффект медицины.

Популяционные меры генетической безопасности должны включать контроль мутагенов в окружающей среде, развитие системы медико-генетического консультирования, контроль продуктов питания и лекарственных средств, соблюдение генетической безопасности биотехнологий, контроль демографической политики и генетический мониторинг.

«Жизнь каждого человека – это уникальный генетический эксперимент, который никогда не повторяется» – эти слова стали эпиграфом к докладу Ольги Курбатовой. Наверное, это самое главное, о чем надо помнить.


Источник: Известия науки


Ваш комментарий:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Вернуться к списку статей